Код на упаковке. Резидент ПВТ автоматизирует маркировку товаров в Беларуси
Кто не сталкивался с подделками. Например, при покупке духов: внешне флакон и упаковка один-в-один, как оригинальные, но от аромата, который также, вроде бы, идентичен, через пару часов не остается и следа. Чтобы оградить потребителя от таких неприятных ситуаций, в Беларуси шаг за шагом вводят систему маркировки товара, которая предоставляет возможность контроля за продукцией как для надзорных органов, так и для потребителей. Она помогает упорядочить рынок и значительно сократить его теневую часть.
Для покупателя выглядит все предельно просто. Нужно всего лишь скачать мобильное приложение «Электронный знак» и считать специальный код DataMatrix, нанесенный на товар, в подлинности которого есть сомнения. Благодаря этому миниатюрному графическому элементу можно узнать всю правду о товарах (производителе, составе и сроке годности), а при обнаружении контрафакта – пожаловаться в соответствующие органы.
«Электронный знак» – уникальная белорусская система, разработанная белорусскими специалистами. По уровню и масштабу централизации наша система является одной из крупнейших на сегодняшний день», – отмечает заместитель директора «Электронный знак» Алексей Смирнов.
Маркировать ли товар – вопрос не дискуссионный
С июля 2021 года в Беларуси специальным указом определены виды продукции, которые обязаны иметь унифицированные контрольные знаки или средства идентификации, внесенные в ГИС «Электронный знак». Причем это относится к произведенным и импортированным товарам, а также остаткам на складе. В противном случае определенная продукция не может поступить в реализацию, за несоблюдение правил маркировки существует ответственность.
«Система электронной маркировки позволяет потребителям узнать информацию о товаре, но она не менее важна и необходима и для производителя. С ее помощью он решает ряд проблем: защищает свой бренд от подделок и имитаций, минимизирует последствия ценового демпинга, поддерживает доверие партнеров и клиентов, в том числе на иностранном рынке, ведь белорусская ГИС синхронизирована с российским аналогом. Поэтому помимо обязательной маркировки, довольно распространённой остается и добровольная маркировка», – добавляет Алексей Смирнов.
Как получить коды для нанесения на товары?
Прежде всего, нужно заключить договор с РУП «Издательство «Белбланкавыд», которое является оператором маркировки в Беларуси и зарегистрироваться на сайте «Электронный знак». После этого можно получить коды и приступить к маркировке товара.
«Электронный знак» сам по себе не является системой учета товаров. Чтобы максимально эффективно выстроить процессы на производстве, потребуется внедрить систему автоматизации, ведь ежегодно на внутреннем рынке маркируется порядка 3,5-4 млрд единиц товаров. Программное обеспечение E-DMark от резидента ПВТ – компании «Электронная экономика» – успешно решает эту задачу, интегрируясь с «Электронным знаком», улучшая его функционал и решая задачи маркировки комплексно.
– Внедрение системы маркировки представляет собой не просто установку нового оборудования или программного обеспечения, а целую трансформацию производственных процессов. Эффективность отслеживания продукции на всех этапах – от производства до продажи в магазинах – напрямую зависит от правильной интеграции маркировки. Это требует тщательного планирования и грамотного внедрения новых систем в уже существующие производственные линии, что может стать сложной задачей для компаний, – отмечает директор компании «Электронная экономика» Максим Ефимович.
Четыре «за» в пользу автоматизации
Снижение количества ошибок. Автоматизация исключает человеческий фактор, минимизируя ошибки при работе с кодами маркировки.
Комплексное управление производством и запасами. Системы типа E-DMark интегрируются с WMS (система управления складом), TMS (транспортная система управления) и другими инструментами, обеспечивая единый процесс управления складскими операциями, заказами и логистикой.
Синхронизация с ERP и CRM-системами. Интеграция с корпоративными системами управления ресурсами и взаимоотношениями с клиентами облегчает управление бизнес-процессами и синхронизацию данных во всех направлениях деятельности.
Гибкость и поддержка изменений. Решения для автоматизации регулярно обновляются в соответствии с новыми требованиями законодательства и адаптируются под растущие потребности бизнеса.
Когда нужна автоматизация
Большой ассортимент или объемы товаров. При обработке большого числа кодов ручной труд становится крайне трудоёмким и затратным по времени.
Многочисленные склады или торговые точки. Автоматизация помогает поддерживать актуальную информацию обо всех объектах и избегать разрывов в цепочках поставок.
Быстрая оборачиваемость товаров. В условиях высокой скорости оборота продукции важно оперативно передавать данные и точно вести учет.
Необходимость интеграции с другими системами. Комплексные системы маркировки позволяют создать единую экосистему, включающую передачу кодов и обеспечение прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла товара. Алексей Смирнов подчеркивает: «Вводить ли автоматизацию процесса на своём производстве, каждый решает сам. Для небольших компаний, возможно, будет достаточным использовать государственный портал «Электронный знак» напрямую. Но если у предприятия большой ассортимент или объемы товаров, очевидно, что специализированные системы автоматизации, которые позволяют интегрироваться с этим порталом через API, просто необходимы. Они обеспечивают не только получение и нанесение кодов, но и комплексное управление запасами, интеграцию с другими системами компании и автоматическую передачу информации о движении товаров в государственные органы».
В планах у «Электронной экономики» развивать свое программное обеспечение E-DMark, добавляя новые возможности для бизнеса в целях обеспечения прослеживаемости всех этапов товарооборота, а также поддерживать уже внедренные решения. «Сегодня программное обеспечение E-DMark внедрено на более чем 150 белорусских предприятиях, вовлеченных в систему маркировки. Кроме этого, решение размещено на «Витрине цифровых проектов», интересуются программой и зарубежные клиенты», – отметил Максим Ефимович.
Внедрение системы маркировки товаров – важный шаг для повышения прозрачности, а существующая сегодня система наглядно демонстрирует, как разработки резидентов Парка высоких технологий могут быть эффективно интегрированы в бизнес-процессы на национальном уровне.