Белорусский взгляд на ИТ-образование в Индии: стажеры индийского С-DAC поделились впечатлениями (ч.2)

8 октября 2012

Впечатлениями о курсе Wireless and Mobile Programming на базе центра С-DAC, системе технического образования в Индии и в целом о стране поделились Анна Дереченник, Андрей Дерюшев, Александр Брич и Даниил Дедков.

(продолжение)

… о студентах и преподавателях

Андрей Дерюшев: На мой взгляд, индийские студенты ничем не отличаются от белорусских. И отношения с преподавателями у них такие же, как у нас. Серьезным стимулом к обучению для индийских студентов является возможность трудоустройства после окончания учебы.

Александр Брич: Отношение к учебному процессу такое же, как и в нашей стране, за исключением того, что курсы, на которых мы учились, были платными и предоставляли студентам гарантированное рабочее место, потому можно говорить о большей степени заинтересованности студентов. Отношения к преподавателю несколько иное: преподаватель видится студентам как бог, потому нет никаких вопросов (или почти нет), а все что говорит преподаватель – истина в первой инстанции. Студентов, безусловно, мотивирует возможность иметь хорошую зарплату в будущем.

Анна Дереченник: Имея опыт преподавания белорусским студентам, могу сказать, что отношение индийских студентов к учебному процессу более заинтересованное, а отношение к преподавателю – более уважительное. Отношения между студентами и преподавателями очень дружелюбные. Практически на всех занятиях ярко прослеживается обратная связь. Для каждого преподавателя студенты формируют feedback – собственную оценку его работы. Если общее мнение аудитории отрицательное – преподавателя меняют. Важным плюсом при этом является отсутствие субъективной оценки преподавателем на экзамене, т.к. он на нем попросту отсутствует. Все индийские студенты заинтересованы в получении рабочего места после окончания обучения. Это их и мотивирует. Насколько мне известно, только 9 из 50 студентов были трудоустроены в течение месяца после окончания нашего курса. Остальные остаются в C-DAC и ожидают встречи с возможными работодателями. Поэтому студенты стараются получить наибольший балл, а соответственно, и наилучший рейтинг.

… об индийском опыте для Беларуси

Андрей Дерюшев: В Индии мне понравилась организация учебного процесса, когда все время отводится одному предмету, а после экзаменов начинается следующий. Правда, индийцы собираются перейти от такой практики к нашей: изучили несколько предметов, затем сдали экзамены. Также понравилась круглосуточная работа компьютерных классов и система обратной связи от студентов. Так, через несколько дней после начала нового курса студенты на сайте оценивали преподавателя. Как уже говорили, если много негативных отзывов, то преподавателя меняют. 

Даниил Дедков: Что из индийского опыта было бы полезно для белорусских преподавателей? Владение английским языком, опыт работы на производстве, а также желание научить студента. Не знаю, что мотивирует в этом плане преподавателя, возможно, зарплата и, собственно, рабочее место.

Анна Дереченник: Я могу выделить следующие плюсы: все преподаватели имеют реальный практический опыт в сфере ИТ, основной упор делается на практику, а теоретический материал на лекции постоянно подтверждается демонстрацией практических примеров. Кроме того, имеется большое количество хорошо проработанного методического материала, и все материалы лекций доступны в электронном виде для использования студентами. Т.е. нет необходимости вести полноценный конспект лекций, что позволяет больше сосредоточиться на излагаемом материале. Эффективна система контроля – тестирование, которое предполагает не только выбор того или иного ответа, но и написание развернутых ответов на вопросы. Это позволяет более адекватно оценивать знания студентов. Немаловажно отсутствие субъективной оценки преподавателем: преподаватель отсутствует на экзамене и принимает участие только в проверке работы.

Александр Брич: Я бы не назвал это чисто индийским опытом, но все же мне это понравилось: интеграция большого числа практических задач с теоретическим материалом. На лекциях рассматриваются практические задачи, и через них дается теоретический материал.

… об Индии

Анна Дереченник: Индию чувствуешь уже при первом глотке воздуха, когда выходишь из самолета. Здесь впечатляет все. Индия – страна контрастов. И найти этому подтверждение можно на каждом шагу. Красивейшие пейзажи соседствуют с горами мусора, небоскребы, могущественные храмы и современные сооружения – трущобами и людьми, лежащими на тротуарах. Больше всего меня впечатлили именно люди и их образ жизни. Они дружелюбны и, кажется, никогда не нервничают. Индийский народ НИКОГДА НИКУДА не торопится. Люди готовы ждать в очередях часами и при этом дружелюбно улыбаться. Понятие пунктуальности у большинства отсутствует. Для нас устоявшимся было выражение: «индийские 5 минут», т.к. эти 5 минут всегда превращались в 30 минут минимум. Терпению у них можно только поучиться. 

Андрей Дерюшев: Больше всего меня в Индии поразили контрасты. Например, на дорогах царит хаос (переходить улицу мы научились только дня через три), но за полгода пребывания я видел только две аварии с незначительными последствиями. Удивило также восприятие времени в Индии: с одной стороны, никто никуда не спешит и опоздания – обычное дело, а с другой стороны, автобус на остановке стоит секунд 10–15 и люди запрыгивают туда на ходу.

Даниил Дедков: Люди впечатлили – равнодушно-позитивные.

Александр Брич: В Индии собрано все, что есть в этом мире. Это касается климата, уровня жизни, образования, производства и обслуживания – чего угодно. Все и на любом уровне развития можно найти в Индии. Ну и все-таки кухня у них особая, непривычная.

P.S. Анна Дереченник, Андрей Дерюшев, Александр Брич и Даниил Дедков теперь смогут поделиться приобретенными в Индии знаниями со слушателями Белорусско-Индийского учебного центра.

Белорусско-Индийский учебный центр в области ИКТ создан в рамках реализации меморандума о взаимопонимании между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Индия от 17 сентября 2009 года. Торжественная церемония открытия центра состоялась в январе 2012 года. Основным направлением деятельности Белорусско-Индийского учебного центра в области ИКТ является подготовка высококвалифицированных кадров в области информационных технологий.