Белорусский взгляд на ИТ-образование в Индии: стажеры индийского С-DAC поделились впечатлениями (ч.1)

8 октября 2012

В феврале-августе шесть белорусских преподавателей прошли обучение по курсу Wireless and Mobile Programming на базе Центра разработки передовых компьютерных технологий (С-DAC) в индийском городе Пуна. Обучение было организовано в рамках работы Белорусско-Индийского учебного центра в области информационных и коммуникационных технологий, созданного в Парке высоких технологий.

Впечатлениями о курсе, системе технического образования в Индии и в целом о стране поделились Анна Дереченник, Андрей Дерюшев, Александр Брич и Даниил Дедков.

… об Индии в мировой ИТ-индустрии

Андрей Дерюшев: Я думаю, что выходу Индии на лидирующие позиции в ИТ-индустрии способствовали высокая конкуренция на рынке труда, связанная с большой численностью населения в стране, а также активность зарубежных компаний. Специально для Индии и других стран региона даже издается западная учебная литература.

Анна Дереченник: На мой взгляд, важную роль играют наличие большого количества квалифицированных кадров, владеющих, английским языком, невысокая оплата труда в Индии, относительно невысокие цены на недвижимость, благоприятная инфраструктура и дружественная для инвестиций политика государства.

Даниил Дедков: А мне кажется, что Беларусь тоже неплохо позиционирует себя в мировой ИТ-индустрии. Другое дело, что мы не можем сравниться с Индией по количеству человеческих ресурсов, чтоб в нашу страну пришли такие мировые корпорации, какие работают там. По-моему, наряду с разработкой международных совместных и целиком зарубежных проектов немаловажно наличие собственного внутреннего рынка ИТ-продуктов.

Александр Брич: Беларуси стоит только поучиться интеграции образования и производства, гибкости образовательной системы, подстраивающейся под спрос рынка и производства.

… о техническом образовании

Анна Дереченник: Техническое образование играет важную роль в национальной экономике Индии. В последние десятилетия преобладает число студентов инженерно-технических специальностей. На сегодняшний день ИТ-промышленность является одним из крупнейших работодателей в Индии.

Андрей Дерюшев: Мне кажется, что высшее техническое образование играет в индийском обществе примерно такую же роль, как и у нас. При этом большее внимание уделяется среднему специальному образованию. В Индии с одним университетом может быть связано несколько десятков колледжей, материальная база которых значительно лучше базы самого университета.Существует большое количество разнообразных университетов – государственных и частных. Однако окончание университета в Индии не является залогом успешной карьеры, что вызывает необходимость посещения последипломных курсов, которых в стране огромное множество. Один из таких курсов довелось посетить и нам.

Александр Брич: Как мне кажется, высшее техническое образование не очень популярно среди населения Индии в силу высокой стоимости, а вот среднее специальное образование (колледжи) действительно очень развито и имеет важное значение. Высоко ценятся практические навыки у студентов, а потому развитию этих навыков уделяется много времени. В то же время специалисты с высшим техническим образованием востребованы: я познакомился со многими иностранцами, которые приехали в Индию в командировку, чтоб настроить то или иное производство и обучить местных работников.

Даниил Дедков: Индийская модель образования схожа с белорусской, соответственно, ей свойственны и те же проблемы: взаимосвязь науки и промышленности, подготовка специалистов с актуальными знаниями, обеспечение и финансирование научных проектов. Однако индийские высшие учебные заведения полностью интегрированы в глобальную мировую образовательную систему, в которой высшее инженерное образование, безусловно, значимо. Например, выпускники Indian Institute of Technology или Maharashtra Institute of Technology востребованы и высоко ценятся во всем мире!

… о престиже преподавания

Даниил Дедков: Быть преподавателем в Индии, однозначно, престижно. Это проявляется как в обеспечении быта преподавателя, отношении к нему студентов и коллег по образовательному процессу, так и в материальном плане. Студенты очень уважают преподавателя, следят за его действиями и реакцией, кажется, даже боятся.

Анна Дереченник: Индийцы всегда почитали своих учителей, и поэтому роль учителя в индийском обществе является по-прежнему очень важной. А в современном обществе в период роста индийской ИТ-индустрии преподаватель технических дисциплин, на мой взгляд, – одна из наиболее важных и престижных профессий.

Александр Брич: Я бы тоже сказал, что быть преподавателем очень престижно. А наличие достаточного опыта позволяет ему зарабатывать очень приличные деньги.

… о курсе

Анна Дереченник: В учебном центре C-DAC используется модульный принцип образования, сочетающий исключительно теоретическую и практические части. Сравнивать это образование с техническим образованием в Беларуси сложно, т.к. обучение в C-DAC – это экспресс-курс, в течение которого изучается множество языков программирования и технологий. Курс настолько интенсивен, что занятия могут проходить с 7.30 до 21.30 с небольшими перерывами (расписание меняется каждую неделю). Одна лекция может длиться 5 часов с перерывом в 10 минут. Считаю это недостатком, т.к. информация после 2 часов воспринимается гораздо сложнее. Суббота и воскресенье также являются учебными днями. Важной особенностью считаю то, что учебный центр C-DAC работает круглосуточно, что позволяет студентам работать в лабораториях и в ночное время. Система оценки была 100-балльная. Оценивалась каждая часть: теоретическая, практическая и лабораторная, затем оценки суммировались.

Александр Брич: Действительно, знания оценивались несколько в ином ключе, чем принято у нас: проходят отдельно лабораторные, практические и теоретические экзамены по предмету, причем лабораторные – максимум 10 баллов, практика – 40, а теория – 50. Оценка достаточно адекватная и независимая, т.к. преподаватель не присутствует на экзамене, а проверяет выполненные задания после него (иногда в течение месяца).

Андрей Дерюшев: А вот у меня точность оценки часто вызывала сомнения: например, за две абсолютно одинаковые работы можно было получить разные оценки, а лучшая программа порой получала меньший балл. Что касается самого содержания курса, то практически все предметы были для меня новыми, впрочем, это связано прежде всего с тем, что я по образованию электроник, а не программист.

Александр Брич: Курс дал и мне новые знания. Для этого мы в Индию и поехали. Из основного стоит отметить программирование под Android и iPhone.

Анна Дереченник: Для меня новым было все, что касалось мобильных технологий: программирование под ОС Android и iOS. Данные технологии оказались наиболее интересными в курсе, но, к сожалению, на их изучение отводилось совсем немного времени.

Даниил Дедков: Пройденный курс, определенно, стал для меня точкой входа в предметную область.

220084, Беларусь, Минск, ул. Купревича, 1/1




president.pngsovmin.png