Общественное обсуждение проблем подготовки ИТ-специалистов

19 апреля 2013

12 марта – администрация ПВТ, Министерство образования Республики Беларусь, БГУ и БГУИР объявили  о начале общественного обсуждения проблем подготовки специалистов для индустрии разработки программного обеспечения в Беларуси.

Все вопросы, связанные с подготовкой ИТ-специалистов (организация обучения по ИТ-специальностям в белорусских вузах, переподготовка кадров, открытие новых специальностей, реформирование образовательных программ, повышение квалификации преподавателей, взаимодействие ИТ-компаний с вузами, практика студентов, трудоустройство в ИТ-компаниях и т.д.)  оперативно рассмотрены специалистами Парка, Минобразования и профильных вузов.

На вопросы, поступившие в рамках общественного обсуждения проблем подготовки специалистов для индустрии разработки программного обеспечения в Беларуси. Отвечает проректор по учебной работе и менеджменту качества Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Е. Н. Живицкая.

1. Какие шаги предпринимаются для увеличения количества часов по иностранным языкам в вузах (в первую очередь  английскому языку)? 

В новых образовательных стандартах учебная дисциплина «Иностранный язык» переведена из цикла социально-гуманитарных дисциплин в цикл специальных дисциплин. На ее изучение  отводится 252 часа, из которых 136 часов аудиторных занятий. Кроме этого, в факультативные дисциплины введена учебная дисциплина, «Иностранный язык» на изучение которой отводится 50 часов аудиторных занятий.

В университете студентам предоставляется возможность дополнительно, на условиях оплаты,  изучать иностранный язык, в том числе и английский в «Центре языковой подготовки БГУИР». Данный центр функционирует в университете  в течение трех лет. Центр производит набор слушателей на курсы по следующим направлениям: 

- современные иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский.

- уровни  Beginners (с  нуля),  Elementary, Pre-Intermediate (ниже среднего уровня), Intermediate (разговорный), Upper-Intermediate (разговорный), Advanced (продвинутый разговорный), технический перевод (техническая и экономическая направленность).

- 150 часов за учебный год.

- профессиональная лексика и технический перевод для специалистов в области информационных технологий, радиоэлектроники, телекоммуникаций, экономики (2 учебных года по 150 часов).

- подготовка к сдаче кандидатского экзамена по иностранным языкам.

Обучение строится на основе отечественных и зарубежных программ с использованием современных технологий обучения, а также электронных учебно-методических комплексов.

Продолжительность обучения 6 - 7 месяцев. Начало занятий по мере комплектования групп. В студенческих группах занятия проводятся с 15 сентября по 15 декабря (75 часов 1-й семестр) и с 15 февраля по 15 мая (75 часов 2-й семестр).    Обучение платное. Стоимость обучения за   один семестр – составляет в настоящее время 615 000 рублей.    В 2012-2013 учебном году в центре прошли  и проходят обучение 1100 слушателей. В  2010-2011 учебном году в центре прошли обучение  всего 430 студентов.

2. Какие шаги предпринимаются  для модернизации  учебных программ  подготовки специалистов?

Совместно с ПВТ и его резидентами постоянно  осуществляется проектирование новых специальностей в соответствии с запросами рынка труда.

В 2011 году  открыта подготовка специалистов для ИТ отрасли по новым специальностям:

по очной дневной форме подготовки специалистов по  специальностям:

«Информатика и технологии программирования»;

«Лазерные информационно-измерительные системы»;

по очной вечерней форме подготовки специалистов по двум IT-специальностям (I-53 01 07 Информационные технологии и управление в технических системах и I-40 02 01  Вычислительные машины, системы и сети).

В 2012 году открыта подготовка по двум новым направлениям специальности 1-40 01 02 Информационные системы и технологии (по направлениям):

«Информационные системы и технологии (в логистике)»;

«Информационные системы и технологии (в обеспечении промышленной безопасности)».

В 2012 году из Общегосударственного классификатора  «Специальности и квалификации» ОКРБ 01102009 исключены следующие специальности (специализации):

1. Многоканальные системы телекоммуникаций.

2. Специальные системы телекоммуникаций.

3. Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения.

4. Сети телекоммуникаций.

5. Системы распределения мультимедийной информации.

6. Лазерные информационно-измерительные системы.

Вместо данных специальностей  подготовка специалистов с 2013 года будет осуществляться по новой специальности Инфокоммуникационные технологии  (по направлениям) со следующими направлениями:

1. Инфокоммуникационные технологии (системы телекоммуникаций) (Инженер по инфокоммуникациям).

2. Инфокоммуникационные технологии (сети инфокоммуникаций) (Инженер по инфокоммуникациям).

3. Инфокоммуникационные технологии (системы телекоммуникаций специального назначения) (Инженер по инфокоммуникациям, специалист по управлению).

4. Инфокоммуникационные технологии (цифровое теле- и радиовещание) (Инженер по инфокоммуникациям).

5. Инфокоммуникационные технологии (системы распределения мультимедийной информации) (Инженер по инфокоммуникациям).

6. Инфокоммуникационные технологии (лазерные информационно-измерительные системы) (Инженер по инфокоммуникациям).

Установленным порядком внесены в  Общегосударственный классификатор  «Специальности и квалификации» ОКРБ 01102009 новое направление  образования и  специальности, позволяющие  расширить  спектр подготовки специалистов в области ИТ-технологий.

Осуществлено  реформирование направления образования  «Вычислительная техника», позволяющее привести классификацию специалистов в соответствии с мировыми тенденциями развития ИТ- образования. Данное направление образования теперь называется «Информатика и вычислительная техника», что полностью соответствует тенденциям развития ИТ-индустрии.

При проектировании новых специальностей обязательно учитываются квалификационные требования к новым должностям  специалистов, занятых  в сфере разработки, внедрения и сопровождения  информационных систем и технологий и включенных  в Единый квалификационный справочник  должностей служащих с 1 января 2010г.

В университете с 2013 года подготовка специалистов с высшим образованием будет осуществляться по схеме 4 года на первой ступени  и 2 года на второй ступени. Срок подготовки специалистов по первой ступени высшего образования сокращен на один год при  сохранении квалификации специалиста, как и при пятилетнем образовании. Переход на такую схему подготовки  специалистов позволит за меньшее время подготовить большее количество  квалифицированных специалистов, в том числе и для ИТ- отрасли.

3. Участвует ли ПВТ  в процессе согласования  учебных программ  по специальностям  с целью  обеспечения соответствия  качества образования потребностям отрасли?

Университет в тесном сотрудничестве с  Инфопарком  и компаниями-резидентами  ПВТ осуществляет как разработку новых образовательных программ подготовки специалистов  с высшим образованием, так и корректировку  существующих. Представители компаний- резидентов ПВТ, как и другие представители реального сектора экономики, включены в состав  научно-методических советов и секций учебно-методического  объединения  по образованию в области информатики и радиоэлектроники  и принимают активное участие в разработке учебно-программной документации  и научно-методического обеспечения образовательного процесса в университете.

Например, в университете  в тесном сотрудничестве с Инфопарком, компаниями-резидентами ПВТ,  проведена экспертиза   и корректировка существующих образовательных стандартов, учебных планов и программ учебных дисциплин для  того, чтобы обеспечить возможность выпускникам университета работать на новых должностях, внесенных в Единый квалификационный справочник должностей:

1. Менеджер по информационным технологиям

2. Бизнес-аналитик

3. Инженер-программист (программист)

4. Системный аналитик

5. Системный архитектор

6. Специалист по сопровождению программного обеспечения

7. Специалист по тестированию программного обеспечения

8. Тестировщик программного обеспечения

9. Технический писатель

Совместно с ПВТ и его резидентами постоянно  осуществляется проектирование новых специальностей в соответствии с запросами рынка труда.

4. Можно ли изменить учебные планы  с целью выделения времени  на обязательную стажировку  /практику  студентов в компаниях ПВТ?

В учебных планах специальностей, по которым осуществляется подготовка  в университете, предусмотрено  прохождение студентами  производственной практики в течение 4-х недель после 4-курса и преддипломной практики  на пятом курсе в течение 8-ми недель. Вопрос целесообразности прохождения обязательной стажировки  студентами в организациях – резидентах ПВТ  требует отдельного согласования и обсуждения в связи с тем, что компании-резиденты ПВТ столкнутся с рядом организационных проблем, связанных с ее проведением: например, только из  БГУИР к ним на такую стажировку придет одновременно  4000 студентов всех форм обучения. Возможны проблемы по обеспечению студентов рабочими местами в компаниях-резидентах и необходимым количеством руководителей стажировок от ПВТ.  В настоящее время на производственную практику  в организации-резиденты ПВТ  направляются студенты в соответствии с заявками.  Количество студентов,  направляемых на практику  по заявкам этих организаций, составляет всего 300-350 человек (БГУИР на 100% выполняет заявки от ПВТ на прохождение практики).

5. Какая организация /учреждение занимается подготовкой  преподавателей по программированию?

Если такая организация /учреждение существует, то кто (и в каком количестве) принимает туда на обучение  и какие учебные планы используются?

Университет определяет и приглашает на работу  талантливую молодежь, способную заниматься научной работой, после обучения по первой или второй ступеням  высшего образования  и лиц, получивших послевузовское образование в аспирантуре или докторантуре. Преподаватели постоянно повышают свои профессиональные знания  во время обязательных стажировок, переподготовки, обучения по программам послевузовского образования и т.д.

Кроме этого,  в университете  подготовка преподавателей по программированию осуществляется в совместных учебно-научных и производственных лабораториях, образовательных центрах ведущих мировых компаний, созданных в университете как совместно с организациями-резидентами ПВТ, так и другими организациями реального сектора экономики и ведущими мировыми компаниями в этой области. В университете за последние пять лет созданы и действуют 25 филиалов кафедр, 31 совместная учебно-научно-производственная лаборатория и шесть образовательных центров ведущих мировых компаний (центр образовательных программ Microsoft, образовательный центр National Instruments, центр компетенций IBM, филиал сетевой Академии Cisco, академический центр SAP по программам сотрудничества SAP с вузами «Университетский альянс, Белорусско-американский учебно-научный центр мобильных технологий «Android Software Center»).

Профессорско-преподавательский  состав регулярно (в 2012 году 15 человек) участвует в семинарах, проводимых администрацией ПВТ, для обеспечения качественной подготовки по ИТ- специальностям.

Поднятые в ходе общественного обсуждения проблемы подготовки ИТ-специалистов будут также обсуждаться на форуме ”ИТ-образование“, проводимом в рамках международной специализированной выставки и конгресса ”ТИБО-2013“.